Библиотека №41
Этот
удивительный роман никого не оставляет равнодушным - он либо становится самой любимой книгой, либо
остаётся непонятым до конца.
Многие,
наверное, помнят время, когда книга перепечатывалась на пишущих машинках и
тайно передавалась из рук в руки. Роман был запрещён из-за своей религиозности
и политической сатиры. На бал Сатаны Михаил Булгаков поместил множество людей,
которых не любил при жизни, а речи сошедшего с ума Ивана Бездомного скрывают
явную критику тогдашней власти, общества и строя. Выйди издание в те годы, многие
светские люди узнали бы себя и своих знакомых на балу… Напомню, что знаменитое
творение писалось тогда, когда религия была запрещена, поэтому труд о Понтии
Пилате, над которым работал Мастер, считался вызовом обществу.
В книгу
вложено много личного: образ Маргариты – это отражение любимой писателя. Я
считаю, что именно такая женщина, как Маргарита, должна сопровождать
творческого человека. Ведь она твёрдо верила в светлый гений Мастера, сулила
победу и успех, с трепетом относилась к его творчеству, а взамен просила только
любовь. То чувство, которое блестяще описал Михаил Булгаков при первой встрече
главных героев, врезалось в память миллионов женщин.
Роман очень
многослоен, с огромным подтекстом и символикой, двойным смыслом и различными
философскими трактовками. Здесь затронуты различные темы: судьба творческой
личности, участь тайной любви, человеческие пороки и жизнь социума, а также
значение религии, добра и зла, справедливости и наказания, вечного и
мимолётного.
Мне очень
понравилось, как Мастер и Маргарита понимали друг друга без слов ( спустя годы этот немой диалог великолепно
показал в знаменитом сериале Владимир
Бортко). Такое общение считается высшим пониманием и абсолютным единением душ.
Также мне запомнилось, как справедливо наказывал людей Воланд и его свита. Это
смешно и грустно, но верно, потому что второй свежести продуктов, действительно,
не бывает, а людей во все времена портил и будет портить не только квартирный
вопрос, но и зависть, злоба, ненависть, лживость и желание нажиться на своём
ближнем.
Михаил
Афанасьевич использовал мистико-философские
учения о множественности миров, о возможном сосуществовании различных
реальностей. Это помогло сделать роман не только более комичным, но и более
глубоким, увлекательным, содержательным. Да, я согласна со многими критиками и
читателями, что Мастер был слабой личностью, нужно было быть более стойким, но
тогда (кто знает!), может, он не сумел бы так творить и не получил бы вечного
покоя и любви Маргариты.
Великий
роман неоднократно экранизировался, по его сюжету были сыграны уникальные спектакли,
о Маргарите слагали хиты эстрадные артисты. Книга стала источником
неисчерпаемого вдохновения.
Когда мне
задают вопрос о том, сюжет какого литературного произведения я бы хотела
изменить, я всегда называю «Мастера и Маргариту». Мне очень хотелось бы,
чтобы они получили не просто покой, а свет
и счастье, но Воланд такое дать, конечно, не может…
Немає коментарів:
Дописати коментар