Бібліотеки-філії Київського району м.Одеси:
Філія №12 ім.О.І.Купріна- вул.Фонтанська дорога, 116 тел.0487528345
Філія №13 - вул.Юхима Геллера , 43, тел.0487528346
Філія№41 - вул Інглезі, 5,тел.0487528356
Філія №47 ім.О.Гончара -вул. Люстдорфська дорога,146/1, тел.0487528359

понеділок, 6 червня 2016 р.

Филиал №41

Уважаемые читатели ,наша библиотека всегда выступала за осознанное, внимательное чтение. Когда читаешь грамотную художественную литературу, всегда следует обращать внимание на детали. Всё символично. Мастера пера продумывали любую мелочь.
   Сейчас наступило тепло. Расцвело множество растений. А знаете ли вы, что каждый цветок имеет своё значение? Некоторые писатели опирались на эту символику в своих книгах.
   Хочу предоставить вашему вниманию небольшие заметки.

                  Сирень

   Согласно древней легенде, в сирень превратилась прекрасная нимфа Сиринга, убегающая от влюблённого в неё Пана. Когда расстояние между ними стало неумолимо сокращаться, речная богиня превратилась в благоухающий куст с лиловыми цветами, а Пан так и не смог забыть её красоту.


С тех пор сирень символизирует несчастную любовь, которая не может подобрать ключи к сердцам людей, а встречи, начинающиеся с сирени, как правило, не заканчиваются взаимным счастьем. Так случается с героями рассказа Куприна «К славе» Лидочкой и Николаем Аркадьевичем. Их первое свидание происходит в весеннем саду, «когда только начинает распускаться сирень»,и, понюхав грозди, девушка обращается к Николаю с просьбой о дружбе, разбивая тем самым все его надежды и грёзы .Она не знает ,что вместе с сердцем юноши разобьёт и свою жизнь.

Персидской сиренью пахнет от письма, прочитанного Ромашевым, героем  «Поединка» Куприна. Этот запах до такой степени раздосадовал героя, что он разрывает послание на мелкие клочки, смеясь при этом горьким, презрительным смехом. А героиня романа Гончарова «Обломов» Ольга, обиженная нерешительностью своего возлюбленного, бросает ветку сирени на землю. Только тогда Обломов начинает проникать в глубину её души, поэтому он и поднимает брошенную гроздь. Этот же цветок рождается из-под руки Ольги, вышивающей у окна. Роковое свойство сирени ещё раз подчёркивает эпизод , когда главная героиня начинает понимать, что её любовь не сможет победить лень Обломова. Первое, о чём она думает, касается начала их встреч: «Сирени… отошли, пропали».

С цветением сирени сталкивается и герой произведении Бунина «Митина любовь» Митя .Очутившись вдалеке от своей любимой ,юноша с тоской глядит на кусты сирени, продолжая всё ещё испытывать надежду на скорое свидание с Катей. К сожалению, молодой человек не был знаком с языком цветов, иначе мог бы понять, что сирень предупреждает его о всё большей отдалённости любимой.Не  знал, что не сможет прожить без неё ,не догадывался Митя, как сам направит револьвер на себя.

В беседке, возле сиреней, происходит объяснение Рудина с Натальей, героями романа Тургенева «Рудин».Здесь также сирень выполняет свою роль. Влюбленные расходятся в разные стороны, идут разными жизненными путями.

Лёгкая грусть охватывает героя рассказа Чехова «Моя жизнь», смотрящего в окно на город своего детства, тонущий в ночных сумерках .А героиня рассказа Чехова «Невеста» Надя, испытывая страх и нерешительность перед своей свадьбой, смотрит в сад на «кусты густо цветущей сирени сонной и вялой от холода»,словно душа девушки. Уже через несколько дней Надежда резко изменит свою судьбу решением уехать прочь накануне свадьбы.

              Анютины глазки

    Происхождение анютиных глазок связано с дочерью аргосского царя Ио , которая всем сердцем любила Зевса. За это жена бога грома и молнии отняла у неё человеческий облик, а Зевс вырастил анютины глазки, которые, с одной стороны, символизируют любовный треугольник ,а с другой - покой и успокоение.

Не напрасно в повести Тургенева «Бригадир» в дворянской усадьбе Семёнова на клумбах растут анютины глазки. Цветы отображают настроение человека ,живущего на закате жизни, молодость которого прошла, а старость принесла сладкое успокоение.

Пион

    Согласно древнегреческому преданию, богиня Флора собрала все цветы на собрание с целью выбрать заместителя на время своего отсутствия. Пиону хотелось казаться лучше всех, и для этого он пыжился и надувался, боясь, что кто-то превзойдёт его. Богиня, увидев это, прокляла цветок, сделав символом высокомерия и гордости.

Неспроста в саду Веры Николаевны Шеиной из всех цветов радуют её взор  одни лишь пионы, цветы, полностью отображающие характер хозяйки, - такой же высокомерной и гордой. Главная героиня сверху вниз смотрит на Желткова и на гранатовый браслет ,подаренный им. Куприн хорошо был знаком с символикой цветов. Пусть украшение и не из дорогих, но оно подарено от чистого сердца, которое способно так долго любить одного человека. Однако Вера хочет казаться лучше всех, и жизнь, словно богиня цветов ,наказывает её, лишая чистой и возвышенной любви Желткова.

Ландыши

    Согласно древней легенде, морская царевна полюбила красавца Садко, а он отдал  сердце принцессе  полей  - Любаве. Опечаленная царевна вышла на берег и стала плакать, а там, где упали горькие слёзы, вскоре выросли ландыши. С тех пор ландыш ассоциируется с чистотой, нежностью и самыми искренними, возвышенными чувствами.

Помните «Бедную Лизу» Карамзина? Продавая ландыши, бедная девушка зарабатывала  на хлеб себе и старенькой матери. Недаром Лиза выбрала ландыши, ведь эти цветы как нельзя лучше отображают её светлый характер. Эраст видит Лизу  с полной корзиной цветов и   понимает, что встретил свою любовь и весну.

Георгины

По древней легенде, георгины появились на месте последнего угасшего костра при наступлении ледникового периода, как знак того, что оледенение невечно, ведь жизнь и радость на земле воскреснут.

С той поры эти цветы символизируют грусть разлуки с людьми. И  вот георгины расцвели в саду ,под окнами Жени, в рассказе Чехова «Дом с мезонином» ,а главный герой  произведения скоро покинет этот сад и больше никогда не увидит хозяев. В повести Паустовского «Чёрное море» увядшие жёлтые георгины украшают комнату метеоролога, цветы, которые заменяются свежими лишь с приходом Зои, а «в остальное время они осыпались и наполняли комнату запахом гниющей воды и тления».

Фиалки


  Согласно древнегреческой легенде, Аполлон преследовал одну из дочерей Атласа, а Зевс, чтобы помочь девушке, превратил её в фиалку. Когда Персефона собирала букет из этих цветов, к ней подкрался бог подземного царства Аид, испуганная красавица  выронила фиалки, которые упали на землю. Отсюда и пошла двойственность в почитании цветка. С одной стороны, это знак траура и болезни, а с другой - символ оживающей природы и цветения души.

Именно  со вторым значением фиалки сталкивается Казаков, герой рассказа Куприна «Фиалки». Идущий по парку юноша  находит «целый оазис милых, тёмных, маленьких северных фиалок, благоухающих как нигде в целом мире.» Поднимая голову, герой видит, что ему на встречу идёт девушка неземной красоты. Она напоминает весну, неожиданно решившую прогуляться по парку. Казаков разговаривает с ней, смотрит на неё. Очарованный её весенней неотразимостью, дарит  букетик фиалок, а вернувшись домой, понимает, что на его долю выпало « редкое счастье испытать хоть на мгновение ту истинную любовь, в которой заключено всё: целомудрие, поэзия, красота и молодость.»

Не повезло с фиалками герою рассказа Куприна «Ночная фиалка». Агата  дарит ему маленький букетик фиалок, окутывая своими чарами. С тех пор мужчина сильно изменился: стал худеть, а перед  глазами  постоянно стоял образ Агаты. Только с помощью заговора старой цыганки удалось освободиться от колдовства. Роковое предназначение фиалки не обходит стороной и героев рассказа Грина «Тайна леса». Полировщик, уставший от рабочего дня, хочет провести ночь в лесу. Там он встречает пьяного человека ,также ищущего покоя. Тихая лунная ночь, на опушке, благоухают  лесные фиалки. Проснувшись, полировщик видит, что его сосед мёртв.

Розы

  Родословная розы уходит корнями в глубокую древность. Ещё много лет назад в Риме лепестками роз устилали путь молодожёнам, а в Древней Греции верили, что роза, произошедшая от вина, разлитого Амуром, воплощает в себе пылкую страсть и жгучую любовь.

Недаром героиня «Гранатового браслета» Куприна, Вера Николаевна, ходит по осеннему саду, бросая печальные взгляды на увядшие розы-воплощение страсти к своему мужу, потонувшей в реке времени. В романе Тургенева «Отцы и дети» Базаров просит Фенечку сорвать ему красную розу, прося тем самым о счастье пусть и коротком, но таком же прекрасном, как эта королева цветов. Но даже на мимолётную любовь не способен Обломов, герой одноимённого романа Гончарова, который признаётся Ольге, что запах роз ему неприятен. Соня, героиня рассказа Куприна «Натали», напротив, выходит к Мещерскому с тёмно-красной бархатистой розой в волосах, ещё раз подчёркивая свою страстную любовь .

В повести Тургенева «Вешние воды» к Джемме подходит совсем незнакомый офицер и берёт розу ,лежащую возле прибора девушки, подчёркивая тем самым, что Джемма ему очень понравилась. Неспроста ,наверное, влюблённый Санин вырывает этот цветок из рук оскорбителя, показывая своим поступком, что любовь Джеммы он никому не отдаст ,да и сама красавица отдаёт  розу любимому, передавая вместе с ней и своё сердце. Даже по прошествии большого количества времени, когда жизнь Санина становится подобной увядшей розе, он всё равно испытывает к этой женщине тепло и доверие.

Нередко королева цветов символизирует вечную любовь. Например, в произведении Тургенева «После смерти», Аратову , вспомнившему о покойной Кларе, во сне видится женщина, голова которой увенчана венком из роз, а проснувшись, в тишине он слышит чей-то отчётливый, тихий шёпот: «Розы, розы, розы…». Аратов не смог смириться с роковой потерей и уходит на небо к Кларе .А в рассказе Куприна « Осенние цветы» женщина пишет письмо некогда любимому человеку, в котором упоминает про розы, которые мужчина всегда ей дарил, проходя мимо дверей ресторана. К сожалению, теперь, проходя мимо этого же места, её спутник лишь делает привычное движение рукой, но вовремя спохватывается.

Не только живая роза выступает символом счастья. Например, роза сделанная из золота, украшала дом старой рыбачки в повести Паустовского «Золотая роза».Этот цветок блестел даже тогда ,когда  «за окном не было солнца, и мрачный шторм шумел над проливом».Рыбачка ни за что не хотела расставаться с цветком, не смотря на свою нужду. Мать Шамета уверяла, что продавать золотую розу грех, ведь её подарил старухе на счастье возлюбленный, и удача не покинет дом до тех пор ,пока в нём будет золотая королева. Наслушавшись рыбацких легенд, Шамет потихоньку собирает золотую пыль, сточенную ювелирами, мечтая сделать для Сюзанны маленькую золотую розу.

С живой розой, одиноко приколотой к белому кисейному платью старой княжны, мы снова сталкиваемся в рассказе Чехова «Раз в год». Цветок здесь символизирует родительскую теплоту к Жаку ,человеку ,который соглашается пойти к своей тётушке на день Рождения,  только ,если старый слуга Марк заплатит ему…Здесь роза выступает  символом яркого прошлого, которое исчезло без следа .Если раньше в этот день к княжне приходило много гостей, и слуга еле успевал представлять посетителей, то теперь старушке остаётся только вздрагивать при стуке колёс, надеясь, что это приехали к ней.

Безусловно, легендарный роман Булгакова «Мастер и Маргарита». Судьбоносная встреча . Маргарита несёт в руках жёлтые цветы (мимозу), а  Мастер говорит ей ,что эти цветы ему не нравятся, и он любит розы. Это доказывает способность главного героя на высокие и сильные чувства.


                  Жасмин

    Согласно древним преданиям, этот цветок подарила грекам богиня Афина, просившая Пасейдона передать людям Аттику. Великий бог морей заупрямился и стал пускать крутые волны, желая избавится от Афины. Тогда богиня воткнула в землю копьё, которое превратилось в жасмин, растение, примирившее двух соперников. С тех пор  цветок стал символом мудрости и пророчества.

В произведении Бунина «Митина любовь» главный герой, утомлённый ожиданием письма от Кати, чувствует запах жасмина и клянётся: «Если ,через неделю письма не будет - застрелюсь».Вскоре роковое пророчество исполняется.

Сокольский, герой рассказа Чехова «Тина», входит к комнату Сусанны Моисеевны, и первое, что ему бросается в глаза-, это «изобилие цветущих растений и сладковатый, густой запах жасмина».Этот цветок олицетворял характер хозяйки - мудрый, проницательный, свободный. Сокольский ненавидит этот аромат, он кажется ему «густым до отвращения».т.е. черты характера Сусанны Моисеевны герою не присущи.

       Автор-Виктория Шаповалова(библиотекарь ф№41)

Немає коментарів:

Дописати коментар